Наречия образа действия (амал үстеулер) в казахском языке

Девочка с косами

Амал үстеулер (наречия образа действия) в казахском языке обозначают способ, стиль или манеру выполнения действия. Эти наречия отвечают на вопросы қалай? (как?), қайтіп? (каким образом?), қалайша? (каким способом?) и помогают уточнить, каким образом совершается действие. Они помогают выразить динамику и характер выполнения действий в предложении.

Наречия интенсивности или скорости действия, қалай? (как?)

НаречиЯпримеры
Тез (быстро)Ол жұмысты тез орындады. – Он выполнил работу быстро.

Ол кітапты тез оқып шықты. – Он быстро прочитал книгу.

Бәрі тез дайын болды. – Всё было готово быстро.
Жылдам (поспешно)Жылдам жауап берші. – Ответь поскорее.

Жылдам киініп ал. – Одевайся поскорее.

Олар жиналысқа жылдам жетті. – Они быстро добрались до собрания.
Жай (медленно)Адамдар жай жүріп жатыр. – Люди идут медленно.

Ол сөздерді жай айтты. – Он говорил медленно.

Машина жай қозғалуда. – Машина движется медленно.

Наречия постепенности или этапности выполнения действия, қалай? (как?)

НаречияПримеры
Бірте-бірте (постепенно)Жаңбыр бірте-бірте күшейді. – Дождь постепенно усилился.

Балалар бірте-бірте тыныштала бастады. – Дети постепенно начали успокаиваться.

Күн бірте-бірте жылынып келеді. – Погода постепенно теплеет.
Әрең-әрең (еле-еле)Ол әрең-әрең жауап берді. – Он еле-еле ответил.

Ол тапсырманы әрең-әрең аяқтады. – Он еле-еле завершил задание.

Бала әрең-әрең жүріп кетті. – Ребёнок еле-еле пошёл.
Оңайлықпен (непросто, не сразу)Бұл мәселені оңайлықпен шешу қиын. – Эту проблему не так-то просто решить.

Ол мұны оңайлықпен қабылдаған жоқ. – Он принял это непросто.

Оларды көндіру оңайлықпен болмады. – Убедить их было непросто.

Наречия образа действия, обозначающие безмолвное или скрытое действие, қалайша? (каким способом?)

НаречияПримеры
Үнсіз (молча)Ол бәрін үнсіз тыңдады. – Он слушал всё молча.

Ол бөлмеге үнсіз кірді. – Он молча вошёл в комнату.

Мұғалімнің сұрағына үнсіз жауап берді. – Он молча ответил на вопрос учителя.
Жасырын (тайно, скрытно)Олар жасырын кездесті. – Они встретились тайно.

Олар бұл туралы жасырын айтты. – Они сказали об этом тайно.

Ол жасырын түрде көмек көрсетті. – Он оказал помощь скрытно.
Қапыда (врасплох)Мені қапыда ұстады. – Меня застали врасплох.

Құрылысшыларды жаңбыр қапыда басты. – Дождь застал строителей врасплох.

Қонақтар қапыда келіп қалды. – Гости пришли врасплох.

Наречия образа действия, обозначающие стиль или манеру действия, қайтіп? (каким образом?)

НаречияПримеры
Қатаң (строго, сурово)Мұғалім тапсырманы қатаң талап етті. – Учитель строго потребовал выполнения задания.

Әкем мені қатаң тәртіпке үйретті. – Отец приучил меня к суровому порядку.

Ол бізге ережелерді қатаң түсіндірді. – Он строго объяснил нам правила.
Баладай (как ребёнок)Балалар ойынды баладай қызықтады. – Дети радовались игре как дети.

Ол сыйлықты баладай қуанып қабылдады. – Он принял подарок, радуясь как ребёнок.

Әкем жаңа көлікті көріп, баладай таңданды. – Отец, увидев новую машину, удивился как ребёнок.
Ересекше (по-взрослому)Ол мәселені ересекше шешті. – Он решил вопрос по-взрослому.

Ол жағдайды ересекше түсіндірді. – Он объяснил ситуацию по-взрослому.

Балалар мәселені ересекше шешуге тырысты. – Дети попытались решить проблему по-взрослому.

Сравнительные формы наречий

В казахском языке сравнительная степень наречий образа действия образуется с помощью аффиксов -рақ/-рек/, -ырақ/-ірек, добавляемых к основе наречия. Эти аффиксы позволяют усилить или ослабить интенсивность действия, выраженного наречием. Вот несколько примеров:

НаречияПримеры
Тез (быстро) – тезірек (быстрее)Ол жүгіруді тезірек бастады. – Он начал бежать быстрее.

Әнді тезірек айтшы. – Спой песню побыстрее.
Жай (медленно) – жайырақ (медленнее)Сен жайырақ жүр. – Иди медленнее.

Оқуды жайырақ бастады. – Он начал читать медленнее.
Жылдам (поспешно) – жылдамырақ (поспешнее)Бүгін біз жұмыс істедік, бірақ ертең жылдамырақ істейміз. – Сегодня мы работали, но завтра будем работать поспешнее.

Жылдамырақ жауап берші. – Ответь быстрее.
Әрең (еле-еле, с трудом) – әреңірек (чуть труднее)Ол тапсырманы әреңірек орындады. – Он выполнил задание с чуть большим трудом.

Мәселені әреңірек шешті. – Вопрос был решён еле-еле.
Жиі (часто) – жиірек (чаще)Ол жиірек сұрайды. – Он спрашивает чаще.

Оқушылар кітапхананы жиірек пайдаланады. – Ученики пользуются библиотекой чаще.

Итак, эти наречия помогают выразить характер, скорость и манеру выполнения действий, добавляя в речь эмоциональную и динамическую составляющую. Наречия образа действия играют важную роль в передаче стиля и характера выполнения действия. Они тесно связаны с другими грамматическими элементами, такими как исходный падеж, который указывает на исходную точку действия, и наречия места, которые описывают расположение или направление действия.